Публикации

Епископ Егорьевский Тихон — о проекте «Россия — моя история»

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Пресс-служба Казанской епархии
Епископ Егорьевский Тихон — о проекте «Россия — моя история»

27 октября после официального открытия мультимедийного исторического парка «Россия — моя история» на площадке выставочного центра «Казанская ярмарка» состоялось встреча автора проекта епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова) с посетителями.

Исторический парк «Россия — моя история» начался с создания экспозиции в московском Манеже в 2014 году, посвященной 400-летию дома Романовых. Мы рассматриваем это не с монархической точки зрения — нам просто интересен период отечественной истории с 1613-го по 1917-й. Мы хотели пробудить в молодых людях интерес к истории. Василий Осипович Ключевский говорил, что история является не учительницей, а строгой надзирательницей, которая ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков.

К сожалению, в России незнание истории нередко оборачивалось катастрофами. Мне не нравится высказывание о том, что история ничему не учит. Это не так. Она ничему не учит целые страны, а люди определенные выводы делают. Особенно те, кто изучает свою историю. Поэтому нам казалось очень важным привить молодежи интерес к истории.

Недавно мы провели опрос среди студентов и выпускников московских вузов — вы можете его найти на сайте www.pravoslavie.ru. Первый канал также делал об этом репортаж. Мы задали один-единственный вопрос: «Кого и когда свергли большевики?». Из пятнадцати опрошенных только один дал правильный ответ: «Большевики в октябре 1917 года свергли Временное правительство». Один из опрошенных сказал, что большевики свергли Александра II, а другой — что Ивана Грозного.

Вот таков сейчас уровень. На этот вопрос любой советский школьник, даже троечник, ответил бы без запинки. ЕГЭ и бесконечные реформы нашего образования привели к тому, что народ не знает собственную историю. Существуют, конечно, и неплохие учебники истории, но много и весьма странных. В одном из учебников истории я лично видел фотографию времен Великой Отечественной войны с подписью «Генерал Андрей Андреевич Власов перед строем РОА». А ниже был вопрос «Предатель или герой?». То есть 15-летним школьникам предлагают поразмыслить вот над такой, весьма неожиданной темой.

Чтобы пробудить в людях интерес к истории Отечества, мы решили сделать ее интересной, увлекательной и непротиворечивой. Разумеется, любой педагог, придя в исторический парк со школьниками, может по-своему интерпретировать те или иные исторические события. Он может даже что-то добавить, потому что мы рассказали только о самых основных событиях.

Мы организуем экспозиции с 2014 года. Поначалу мы не ожидали, что они вызовут такой интерес, поскольку по содержанию экспозиция не сильно отличается от учебника истории. У нас просто подача материала совсем другая. Когда мы организовывали экспозицию в московском Манеже, нам постоянно приходилось ее продлевать — настолько она была популярна. Хочу отметить, что 80 процентов посетителей составляла молодежь в возрасте до 30 лет. Очередь тянулась от Манежа до гостиницы «Москва», затем змейкой до Государственного исторического музея и через всю Красную площадь до храма Василия Блаженного.

Чтобы подготовить экспозицию, мы пригласили ученых из Института истории РАН, Института российской истории, Московского государственного университета, Российского государственного гуманитарного университета. При подготовке были задействованы все государственные архивы, включая архив ФСБ, который предоставил нам много интересной информации, касающейся советского периода. Отмечу, что ученые входят и в состав попечительского совета. К сожалению, на открытие не смогли приехать ректор РГГУ Александр Борисович Безбородов и президент истфака МГУ Сергей Павлович Карпов.

Исторические парки — задумка Патриаршего совета по культуре, которую реализовали наши компьютерщики и дизайнеры.

Наша экспозиция рассказывает и о религиях. Мы постарались показать, что во времена Древней Руси Церковь являлась одним из наиболее влиятельных институтов, оказывавших влияние на формирование государства. В Московской Руси Церковь играла заметную роль, а в петровское время она уже не была столь влиятельным институтом.

Чтобы соблюсти баланс, мы рассказали и о других религиях — исламе и иудаизме. Неоценимую помощь в этом деле нам оказали наши коллеги — историки.

Гонения на Русскую Православную Церковь — очень важная часть нашей истории, поэтому мы осветили события достаточно подробно. К сожалению, о гонениях на ислам нам известно не так много, поэтому со статистикой туговато. Сейчас этим вопросом занимается Академия наук Республики Татарстан.

За четыре года мы организовали четыре выставки. Каждый год 4 ноября в Москве открывалась экспозиция, которую посещало большое количество школьников. Ежедневно выставку в столице посещало от тринадцати до восемнадцати тысяч человек. В Ставрополе экспозиция открылась полтора месяца назад, и за месяц ее посетило около семидесяти тысяч человек. Это серьезная цифра. Мы недавно попросили руководителей регионов организовать бесплатный вход для школьников.

В Москве педагог может привести в исторический парк свой класс и провести наглядный урок по той или иной теме. В этом учителям помогают профессиональные экскурсоводы. Учителя проводят в парке семинары. Это очень удобно, потому что цифры всегда под рукой, и очень увлекательно все преподносится.

Московские педагоги, в том числе и представители Ассоциации учителей истории и обществознания, активно используют возможности исторических парков. Есть, правда, небольшие проблемы. Парк расположен на ВДНХ. От станции метро до него надо пешком добираться около 40 минут, а это не всегда удобно. В Казани намного удобнее, потому что парк находится почти в центре.К нам приезжают и из соседних областей — Тульской, Рязанской, Калужской. Для детей это незабываемое событие. За день можно две или даже три темы охватить. Я сейчас предложил нашим коллегам из Татарстана организовать аттракцион, посвященный отечественной кухне. Тут неподалеку есть ресторанчик небольшой — в нем можно было бы подавать, например, любимое блюдо Чингисхана. Какую-нибудь баранью кость, стейки из седла. Детям такое должно понравиться.

Реализовать проект нам помог «Газпром» — именно он все это финансировал. Это недешевая игрушка, которая должна понравиться учителям. Пусть они здесь делают то, что считают необходимым. Для них это очень полезный инструмент.

Помимо исторического парка, мы планируем подготовить и другие экспозиции. В январе пройдет выставка, посвященная Рюриковичам, Романовым, советскому и постсоветскому периодам. Затем при помощи правительства и промышленных корпораций подготовим экспозицию «Россия, устремленная в будущее». Мы посмотрели в прошлое, а теперь заглянем в будущее. Мы решили, что упор нужно сделать на футурологию, поэтому в центре экспозиции будут промышленные предприятия. Это будет интерактивный проект — своего рода ВДНХ будущего.

В ближайшее время мы займемся проектами, посвященными человеку будущего. Мы хотим узнать, каким должен быть человек середины XXI века. Какими качествами он должен обладать? Чтобы узнать мнение большинства, мы решили провести голосование. В наше время преобладает индивидуализм, но, возможно, люди выскажут мнение, что самыми важными качествами являются дружелюбие, контактность, милосердие, любовь, доброта.

Мы планируем каждый год готовить две или три экспозиции. Будет экспозиция, посвященная культуре страны. И посвященная здоровью — ее подготовит Минздравсоцразвития РФ. Она расскажет о последних достижениях в области медицины. Будут и экспозиции, посвященные регионам, например, Татарстану. Вся страна от Калининграда до Владивостока сможет ознакомиться с экспозицией. Исторический парк — очень интересный и полезный проект.

Теги:
Епископ Егорьевский Тихон
Россия — моя история
история России

Православие в Татарстане

Все публикации